Рекомендации психолога

Рекомендации психолога

Педагог-психолог МОУ СОШ № 40 Кулемина Е.В.

СПРАВОЧНИК

для родителей будущих первоклассников.

Что такое «школьная зрелость»?

Почему некоторые дети испытывают трудности в адаптации?

Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе. Недостаточная «школьная зрелость» чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего, это касается психики ребенка.

1. Уверено справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сиг­нальной системы, то есть восприятия речи.

2. Существенное значение для успешности освоения школьной премудрости имеет развитие самого ребенка, отсутствия у него дефектов звукопроизношения.

3. Очень важны способности —  снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохра­нять рабочую позу.

4. А для освоения письма и рисования необходимы раз­витие мелких мышц кисти, координация движения паль­цев рук.

В чем проблема «незрелых» детей?

«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась, лишь в плохих оценках… К сожалению, у «не­зрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается нервоз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить та­кую ситуацию, необходимо определить готовность де­тей к обучению еще до поступления в школу.

Интересно, что по большинству показателей мальчи­ки и девочки не отличаются по уровню зрелости, за ис­ключением одного. Девочки успешнее выполняют тес­ты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше коорди­нация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением пись­менных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо луч­ше.

Определение готовности детей к обучению проводит­ся врачом детского дошкольного учреждения. Такая ди­агностика — часть углубленного медицинского осмотра детей. Врачи рекомендуют проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в октябре — ноябре, почти за год до поступления в школу. Это по­зволит родителям дошкольников с отставанием в разви­тии необходимых функций заранее провести коррек­цию. Например, ребенок с дефектами речи может по­заниматься с логопедом. Чем раньше начнутся коррекционные занятия, тем выше будет их эффективность.

К чему приводит поступление ребенка в школу?

Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к:

— необходимости подчинения общему режиму учебы и отдыха;

— значительному увеличению времени без активного движения;

— пребыванию длительное время в закрытом помеще­нии с шумом и толчеей на переменах (часть детей пред­почитают вообще не покидать классную комнату в пере­рывах между уроками);

— необходимости полного самообслуживания в разде­валке, за учебной партой, в столовой, туалете;

— «завоеванию» своего места в новом коллективе из 25-30 сверстников;

— резкому изменению характера взаимоотношений с взрослыми;

— большому объему интеллектуальной учебной ин­формации и т.д.

Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обуче­ния. Современные программы мало учитывают этот фак­тор, и чтобы он с первых шагов в школе не стал отстаю­щим, не начал испытывать отвращение или страх к уче­бе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Углубленная подготовка дает возможность ре­бенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.

Советы родителям от учителей начальных классов

1. Родители, развивайте общеучебные навыки:

— внимательно, не отвлекаясь слушать учителя. Если вы читае­те ребенку, не отвлекайтесь сами, старайтесь удерживать интерес сына или дочери к содержанию текста. Похвалите своего малыша, если он хорошо слушал — это умение очень пригодится на уроке. Проверьте, что он понял и запомнил, помогите пересказать текст, но не требуйте быстрого пересказа. Многим это еще не по силам;

— сразу же, без «раскачки», включаться в общую работу на уроке. Это не очень-то легко и более страшим детям, поэтому по­тренируйтесь с будущим учеником. Вместе аккуратно сложите все необходимое в ранец. Затем попросите малыша подготовиться к сче­ту или письму. Обсудите на что «ученик» потратил лишнее время. Повторите это несколько раз.

На первый взгляд работа без «раскачки» — мелочь, но именно от таких мелочей зависит успешная адаптация к школе;

— с первого раза воспринимать информацию учителя и отве­чать на поставленный вопрос или приступать к выполнению задания. Выработать этот навык намного труднее, чем кажется на первый взгляд.

2. Новая жизнь ребенка во многом зависит от того, как сложатся отношения со сверстниками, как «впишется» он в школьный коллек­тив. Некоторые дети привыкли подчеркивать: «Я сделал, я все знаю, я возьму свое»… Или, наоборот, демонстративно ничего не делают на уроке. «Яканье» в классе очень мешает, прежде всего, самому ре­бенку, так как вызывает резко негативное отношение к нему. Так что родителям стоит всячески развивать навыки коллективной работы у будущего ученика.

3. Многие дети с трудом осваивают технику письма, не могут ра­ботать с кистью и красками. А все потому, что у них плохо развита мелкая моторика пальцев рук.

Мы настоятельно советуем папам и мамам заниматься со свои­ми детьми пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми (с мя­чом, камешками, пластилином, счетными палочками, бирюльками, шнурочками, крупами и т.п.).

4. Еще одна проблема — крайняя неусидчивость, неумение многих первоклассников спокойно вести себя во время занятий. Обратите внимание на эту весьма серьезную проблему заранее, до школы.

Поступление ребёнка в школу – чрезвычайно ответственный момент в жизни каждого ребёнка и его родителей.

 

На готовность ребёнка к школьному обучению влияют несколько факторов:

  1. Здоровье.

Необходимо, чтобы ребёнок пошёл в школу физически развитым, крепким, обладал такими физическими качествами, как ловкость, сила, выносливость, хорошая работоспособность.

  1. Положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе – важное условие успешной учёбы. Сформировать верное представление о школе, к учителю, книге помогут следующие  методы:

  • Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением;
  • Рассказы родителей о любимых учителях;
  • Знакомство ребёнка с пословицами и поговорками об учении, труде, книге, уме.
  1. Личностная готовность к школе.

Для ребёнка школа — символ взрослости. Детей школа привлекает внешними атрибутами школьной жизни, желанием сменить обстановку (новый ранец, пенал).

Но важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью — учением.

Если у ребёнка не сформирована социальная позиция школьника, то  ему будет трудно в школе, даже при наличии запаса знаний, умений, навыков.

  1. Волевая готовность.

Серьёзного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Его ждёт напряжённый труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Развитие волевых усилий проявляется через способность ребёнка побороть непосредственное желание, отказаться от своего любимого занятия, игры ради выполнения поручения взрослого (похвалите его, оцените его поступок; звать кушать с первого раза; побороть боязнь и войти в тёмную комнату).

  1. Умственное развитие.

Хорошее умственное развитие является основой для успешного овладения знаниями, умениями, навыками, а также для поддержания оптимального темпа  интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок умел работать в одном темпе вместе с классом. У него должны быть мыслительные операции – он должен уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо развить у него познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире.

К 6 годам ребёнок должен знать свой адрес, название нашей страны, её столицы, ориентироваться во временах года, их последовательности, знать месяца, дифференцировать домашних и диких животных.

  1. Контактность.

Родители должны способствовать и формированию таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребёнка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации. Наверняка, у вашего ребенка есть друзья, с которыми он пойдёт в 1 класс, пусть они пообщаются, вы можете устроить выставку школьных вещей, рисовать картинку, как я буду учиться в школе.

 

Используемая литература:

  1. Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость»? под редакцией Е.А.Белого.

 

  1. Готовность к школе: развивающие программы, под редакцией И.В.Дубровиной.

 

 


Комментарии запрещены.